четверг, 10 января 2013 г.

СВЯТКИ, НОВЫЙ ГОД И МАСЛЕНИЦА


После Рождества до самого Крещения (6 января) народ празднует Святки, включая Новый год. Крещение – христианский обряд, связанный с водой. Ранее его делали на реках и прудах "Иордань" – устраивали у проруби алтарь, ходили к нему с крестным ходом, святили воду. На Крещенье Святочные веселья заканчивались, как и цикл зимних праздников.


Новый год стал самым веселым праздником гражданского календаря. Новый год в средневековой Руси (до 1348 года) праздновался 1 марта, а затем 1 сентября. Церковь основывалась на тексты Библии, считая начало нового года также с 1 сентября. И лишь Петр первый своим указом от 1699 года перенес празднество на 1 января, а по старому календарю народ празднует его еще и 13 января. Вот такую великую путаницу внесли Юлианский и Григорианский календари. Для крестьянства истинный праздник Нового года по  древнему солнечному календарю всегда являлся зимний солнцеворот.

Василий Щедрый – это вечер Василия Кесарийского перед Новым годом, получивший у северо-западных славян название "щедрухи" или "щедрого". Подавая кутью в "щедрый вечер"  предки знаменовали  нескончаемость круговорота жизни. Таким же ритуальным блюдом  были и блины, а также толокно и овсяный кисель.

Подавали на стол все самые лучшие припасы. Столы были заполнены  пирогами, колбасой, мясом, блинами и кашей. Причем ели в этот день без меры. На Руси поступали согласно  поверью, в котором говорилось, что при обилии еды в первый день Нового года можно обеспечить едой и весь год. 
Специальными блюдами новогоднего стола считали  "кесарийский" поросенок, а также свиную голову, свиное мясо, колбасы. Поросенок зажаривался целиком, причем любой величины. Жаркое из поросенка обеспечивало благополучие, а смысл  ритуала заключался в приобщении человека к силам животных. Мясо зайца ели, чтобы стать проворным, а петуха – чтобы стать легким, как птица.


Широкая Масленица следовала за Святками. Этот праздник не связан с православным вероучением. Задолго до введения церковных памятных дат (Рождества, Крещения) существовали праздники и обряды языческие – праздник зимнего солнцеворота, встреча весны, весеннего равноденствия, жатвы и другие. Они прочно вошли в быт, особенно в сельской местности. Масленица – праздник из их числа. В это время справляли обряды, которые изгоняли, хоронили зиму и встречали весну, несущую свет, тепло, пробуждение природы. Возникшие как магическое действо, эти обряды постепенно утратили свою первоначальную функцию и уже в  XIX веке воспринимались как забава.

Масленичные гулянья и сейчас устраивают в последнюю неделю февраля или в начале марта, до предпасхального поста. Центральным моментом торжества является встреча и проводы Масленицы. Встречали ее шумно и весело. Обычно к четвергу мастерили изображение Масленицы в виде куклы из соломы с надетым кафтаном, ушанкой, лаптями. К руке крепили блин и сковороду, водружали на сани и везли по всей деревне. Толпа сопровождала ее шутками и прибаутками, веселыми песнями и плясками. Усаживали куклу на самом видном месте, на горе, и устраивали веселые катания с гор на санях с бубенцами.
Излюбленные масленичные развлечения не обходились без кулачных боев, взятия снежных городков, катания на тройках. Масленица  считалась праздником женатой молодежи, которую всячески старались окружать веселым вниманием.

Проводы Масленицы устраивали в воскресенье. С таким же шумом, гамом, дикой музыкой, смехом и плясками куклу вывозили за околицу и  там сжигали, раскидывая головешки  по полю, по озимым посевам. Народ верил, что этот обряд способствует плодородию земли.  Украинцы и белорусы костров не жгли, да и сама Масленица была без особого размаха. Но у русских и сейчас бытует убеждение  не потешишь широкую Масленицу – жить в горькой беде и жизнь худо кончить.

Справляли Масленицу и в городах, только воспринимали праздник как веселое развлечение без архаичных обрядов и магических действий.
Масленая неделя по церковным канонам – первая постная неделя, своеобразная подготовка к Великому посту. Ее называли мясопустной, но не существовало запрета на рыбу, сыр, масло. Это в значительной мере определило характер масленичных блюд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий