пятница, 23 декабря 2011 г.

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ ДЕКАБРЯ


Карачун – 21 декабря
Карачун  - в древнерусской языческой мифологии  день  власти  Чернобога - божества смерти и злого духа, подземного бога, повелевающего морозами.
В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун».
День языческого почитания Карачуна, 21-22 декабря, приходился на день зимнего солнцеворота. Это самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. По языческим поверьям, именно Карачун укорачивает светлую часть суток и  повергает мир во тьму.
Коляда - 25 декабря 

Днем  народ готовил  коллективную еду — складчину и  всю ночь жег большие праздничные костры. Вокруг деревни молодежь противосолонь  (движение против Солнца) "гоняла Балду" — горящий толстый обрубок бревна.
И если  парням   удавалось  прокатить бревно, от расчищенной от снега дорожке,  от костра вокруг деревни и вернуть горящим обратно в костер, то весь год  деревню ждало благополучное и сытное  житьё. Для этого  девки и парни хитрили и "кормили Балду маслом", т.е. выдалбливали нутро и вкладывали внутрь паклю, пропитанную маслом и воском.
Рано утром из этого праздничного костра разбирали уголь для возжигания печей.
На  угле от костра настаивали воду и поили ею скот, детей, мыли ею полы, а  остатки угля высыпали возле порога.

С утра устраивали пиршество, игрища, гульбу. В следующие  две ночи запускали новую Балду.
На второй день нельзя было пировать у себя дома — шли по гостям, друг к дружке по очереди. В последнее утро праздника из общего костра приносили новый огонь в печь, которую  очищали от старой золы и белили. Скотину кормили хлебом, и поили травяными отварами. Все  члены семьи обязательно мылись в бане, и приступали к семейному застолью. 
Устраивались «Огненные чистилища» — прыжки через костер, по одному и попарно, не разжимая руки и давая  клятву на верность - «Огненный заклят». Костер – Краду - не тушили, а давали ему догореть самостоятельно.

 Сбором продуктов на круговую трапезу, которым занималась  незамужняя молодежь и ребятишки, были придуманы "Колядки" — веселые поговорки, прибаутки, побасенки, страшилки, песенки.
Выпекали хлеб в виде кольца, символизирующего "круг дня". Откусывая от него, люди начинали новый круг лета (года).

 31 декабря – Щедрец
 «Щедрец» - последний день святок.  С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышатся щедрiвки (щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находится место блюдам из свинины. Считалось, что это символизирует богатый урожай и плодородие.
Перед пиром, как заведено, нужно повеселить народ щедривками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде. Колядовщики, или ряженые, подходят к дому или к толпе людей и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!» Затем они  начинают «коляду томить», то есть выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что «шли из далека», «у козы ноги болят»...Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению песенок, некоторые из которых содержат шуточные угрозы. Считается большим стыдом не одарить ряженых. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»:
«Уж дай им, Свароже, по спине и по роже.
Разрази их, Перун-батюшка!
Пустой им мешок, дырявый горшок!»
Набрав мешок гостинцев, ряженые расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу. 
Братья-Славяне!
С наступающим зимним Новолетием! — с Новым,  молодым Яр-Солнышком!
Силы, Удачи и весёлых Колядок! 

1 комментарий:

  1. Вот оттуда и пошло "гонять балду" или "валять дурака". А по сути все имело большое магическое значение.

    ОтветитьУдалить