среда, 14 декабря 2011 г.

14 ДЕКАБРЯ НАУМОВ ДЕНЬ


"Наум поставит на ум",  "Не учась, и лаптя не сплетешь",  "Недоученный и переученный хуже неученого",  "Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит" – это только маленькая часть поговорок, посвященных этому святому, которому мололись в этот "мудрый" день и просили "навести на ум". Издревле на Руси в этот день приводили детей к учителю, которого особо почитали за его важную  и трудную работу.  А учитель, под причитания матери, должен был сразу же символически ударить ученика плеткой. Ученики же каждое занятие должны были начинать с трех поклонов до земли учителю и слушать его беспрекословно.
Отцы детей подносили учителю хлеб на полотенце, в которое заворачивали и деньги, оплачивая учение своего дитяти. Часто учителю платили едой – курицей или горшочком с кашей, приносили в лукошке яйца.
 
Перед экзаменами ученики читали молитву: «Я в бурсу иду, урок отвечать, знания защищать. Какое бы слово ни сказал, все бы похвалу получал. Аминь». 
Другую молитву читали со своего листка три раза, не давая переписывать другому ученику, перед тем, как заходить к экзаменаторам:
«Как светло воскресенье, так и голова моя светла. Как любит меня матушка, как любит меня батюшка, дедушка и бабушка. Как они меня всегда лелеяли и жалели, так бы и вы меня, мои учителя, пожалели. Аминь».

Комментариев нет:

Отправить комментарий