четверг, 3 ноября 2011 г.

Языческие празднования перехода осени в зиму


Конец  октября – начало ноября нашими древними  предками знаменовался  как  наступление темного и холодного периода года – зимы. С наступлением холода народ начинал поститься, вводил ограничения в еде и  переходил  к жизни в помещении. Поверья и ритуалы народов, населявших Европу в доисторический период, были очень сходны между собой.

Самайн - праздник последнего урожая и поминания усопших

В конце октября скот загоняли в зимние стойла, часть  которого резали и делали запасы мяса до весны, храня его на холоде,  завершали сбор последнего урожая.  Заканчивался  годовой цикл земледелия, который  ассоциировался у кельтов, как и у многих других языческих народов мира, с концом земной жизни. Поэтому Самайн - это "праздник смерти" в его древнем, сакральном смысле. Кельты разжигали огромный костер для всей общины, чтобы "оплодотворить Землю семенем умирающего Солнца" и сделать возможным будущее рождение весны. . Вокруг него собиралась вся община,  начинался  пир и общение. От большого костра каждая семья  зажигала  свой собственный.   Народ считал, что огонь очищает живущих, отпугивает злых духов и вселяет успокоение в души тех, кто временно находится в чистилище, расплачиваясь за земные грехи на своем пути в рай.  Для умершего предка за столом оставляли свободное место и ставили прибор с едой (ритуал молчаливого ужина)
 Ночь Самайна – граница между двумя половинами года, светлой и темной. Кельты верили, что в это  магическое время  открывается дверь между физическим, "реальным" миром и миром духов и  с приходом темноты они могут проникать в мир людей.
В Самайн  молодые люди переодевались в костюмы злых духов, надевали устрашающие маски мертвецов, скрывающие их настоящие лица, и ходили от дома к дому с лампадами,   изготовленными  из репы, для чего овощ опустошали изнутри, а в стенах вырезали лица. Внутрь репы помещали свечу, чтобы огонь отпугивал злых духов. Таким образом, молодежь  в устрашающих масках и костюмах  развлекала деревенских жителей в обмен на угощение или монетки.
Популярным занятием на Самайн было и гадание. Молодые кельты гадали на яичном белке, яблочной кожуре, жареных орехах (яблок и орехов было много в это время года). Целью гадания было узнать имя будущего супруга, количество детей и место жительства новой семьи.
День всех святых
Отмечаемые многими веками по всей языческой Европе дни усопших невозможно было искоренить  Христианством. Поэтому, в  VIII веке Католическая церковь связала языческие праздники с христианским Днем всех святых (отмечается 1 ноября) и Духовым днем (2 ноября). Однако традиция разжигания костров в ночь 31 октября просуществовала в отдаленных европейских деревушках  ( в целях экономии )только до начала 20 века. Причудливо объединившиеся в фольклоре языческие и христианские суеверия предписывали жечь много соломы и хвороста в очистительных кострах накануне Духова дня, чтобы помочь усопшим на их пути из чистилища в рай.
Истоки современного Хэллоуина
Старое английское название Дня всех святых за века претерпело забавные лингвистические метаморфозы: All hallow ees – месса всех святых, All Hallow's Eve – канун Дня всех святых, Hallowe'en - Хэллоуин. С массовой иммиграцией из Ирландии и Шотландии ритуалы и традиции Дня всех святых оказались в США, где со временем Хэллоуин превратился в популярный праздник детей и молодежи. Сегодня Хэллоуин - всего лишь часть массовой культуры и начисто лишен какого-либо сакрального смысла.

Покров, Осенние Деды, Макошье. Древние русские праздники перехода осени в зиму

На север и восток Европы зима  приходят раньше, поэтому на Руси ее приход и отмечали раньше. В середине октября на Руси отмечали Покров, или Покровское Свято. Название праздника связано с первым инеем,  покрывшим землю. Покров являлся "официальным" переходом жизни в зимнее русло: к этому дню скот переводился в стойла, завершались полевые работы,  топились печи в домах. Девушки усаживались за рукоделие  - пряжу, шитье, вышивание. Наступали  посиделки и пора свадеб. С установлением Христианства Покрову был придан другой смысл: он стал отмечаться в честь Богородицы и ее плата (покрывала).
Вскоре после Покрова наступал период поминания усопших -  Осенние Деды (Дзяды) -  праздник, сохранившийся  до сих пор в Беларуси. Календарная противоположность этого праздника - весенняя Радуница, когда для встречи с усопшими родственники  отправлялись к местам захоронения. Осенью же принимали души умерших у себя дома,  для чего  чисто убирали дома и готовили много еды. С наступлением сумерек усаживались за столы, чтобы помянуть мертвых родственников. На столе обязательно ставили прибор с  едой для  умершего родственника, а двери во время трапезы оставляли открытыми для духов. После трапезы посуду и еду оставляли на столе. Ритуалы Дедов служили проводами  умерших душ  в рай.
В  самом конце октября наступало Макошье - день "замыкания земли и воды" на зиму (земля и вода покрывались снегом и льдом). Макошь (Мокошь, Макош, Мокош), или Макуша (Мокуша) – древняя восточнославянская богиня семьи, "прядница судьбы" и благополучия, покровительница женщин. Возможно, в какой-то период Макошь являлась одним из воплощений Велеса, т.к. нередко в древних источниках встречается написание ее имени в мужском роде (Макош, Мокош). Днем Макоши традиционно считался пятый день недели. Культ пятницы - старинный языческий культ - существовал не только у славян, но и у других индоевропейских народов. У славянской Макоши много черт, схожих с германской Фреей и римской Венерой. С установлением Христианства на Руси образ Макоши растворился в чертах Параскевы Пятницы.








Комментариев нет:

Отправить комментарий