суббота, 24 сентября 2011 г.

Памяти Александра Маринеско посвящается



 Александр Маринеско                                                          
Alexandr Marinesko
Дата рождения: 30.01.1912 [Одесса]
Дата смерти: 25.11.1963
Россия (Russia)

 Завеса тайн, наветов и запретов вокруг  имени этого неординарного человека,  наконец снята.  В Одессе  был открыт памятник в его честь, ветераны войны и моряки  приходят к нему с цветами.
...В 30-м году  17-летний курсант Одесского мореходного техникума, Саша Маринеско  проходил практику на четырехмачтовом паруснике "Товарищ". И в один из солнечных черноморских дней - на спор ли, от избытка ли чувств, - Саша сделал стойку на руках на марсовой площадке мачты, которая  своей решетчатой изогнутостью  едва ли составляет два метра и находится в двадцати с лишним метрах над палубой.

Курсантов мореходных училищ, проходящих двухмесячную морскую практику на паруснике, уже загодя в месте приписки судна тренировали лазить по вантам, расходиться по реям и работать на них по уборке и закреплению парусов.  И тогда капитан "Товарища", бывалый моряк Иван Эрнестович Фрейман, сказал юноше пророческие слова: "Хлебнешь ты, хлопец, много лиха, если не научишься обуздывать свои желания, свой характер!" Осудил, строго "на будущее" предупредил, но не списал с корабля. 
 В каждом из нас живут  гены тех, кто дал нам жизнь. Маринеско - не исключение. Его отец - Иона Маринеску, румын, уроженец города Галаце - красивый и гордый человек, служил на румынском королевском флоте, где дисциплина была строгой, а души и думы простых матросов нисколько не интересовали офицеров.  Однажды, Иона Маринеску  столкнулся с одним из офицеров, который дал кочегару пощечину и тут же получил ответный удар. Его тотчас арестовали и посадили в карцер. Трибунал должен быть скорым и беспощадным, но друзья-матросы помогли Ионе совершить побег...
Скрываясь от стражи и посторонних глаз, он  сумел перебраться в Одессу, изменил имя, фамилию на молдавский манер, и, став Иваном  Алексеевичем  Маринеско,  женился на украинке. Сын Александр  от отца перенял смелость и прямоту. Он с детства был приучен говорить правду, какой бы неприятной для него она ни была. Довод отца был прост: "Близкие люди за правду не убьют, а только накажут. А чужим не ври, чтобы не подумали, что Маринеско - трусы!"
Окончив мореходный техникум, Александр Маринеско вступил в профессию, и  мечтал посвятить  ей всю свою жизнь. Все изменила одна встреча в штормовом море.  Терпел бедствие торпедный катер, и  Александр Маринеско -  второй помощник капитана парохода "Красный Октябрь"- тогда  впервые увидел военных моряков в экстремальной обстановке.  Ему захотелось быть таким же, как они,  запомнив   четкие распоряжения лейтенанта,  взаимовыручку,  и их презрение к опасности. 
Судьба пошла ему навстречу. Маринеско  пошел служить штурманом в подводный флот, узнав    об   объявленном спецнаборе. 
Говорят, что человека известным делают обстоятельства, в стремнину которых он заметным образом попал.
 Работал и служил Александр Иванович отлично. Были  первые производственные премии,  отрез на костюм, которым его отмечали как штурмана гражданского флота. До войны  награждали денежным фондом и весь  экипаж подводной лодки, им возглавляемой, а его лично золотыми часами от имени народного комиссара ВМФ. Это была еще не легендарная "С-13", а "М-96", "малютка".  Его считали смелым, решительным и достойным офицером. 
 Началась война. Обстоятельства складывались так, что участвовать в войне  Маринеско и его экипажу с первых дней  не пришлось. Командование  думало масштабно и по своим стратегическим планам планировало перебросить "М-96" по железной дороге на  Каспийское море. Лодку начали демонтировать, готовить к переброске. Судьба распорядилась по-своему! Блокада вокруг Ленинграда замкнулась, и "М-96" осталась на Балтийске. Активный Маринеско весь ушел в работу по скорейшему вводу лодки в строй, и стал  требовать выхода в море. Но  у командования свои планы: выход "М-96" планировался "в составе лодок первого эшелона" только в июне 1942-го, а затем первый боевой поход был перенесен на август.
Наконец, поступил приказ выйти в море на поиск и уничтожение кораблей противника. "М-96" вышла - и в этом же первом боевом походе потопила вражеские транспорт!
Маринеско  мало рассказывал о войне,  выступал редко. Чаще за него это делали другие. Но тем дороже для нас сегодня подлинные слова Александра Ивановича о том, первом, боевом походе. Немногословный, ироничный, уверенный в себе и экипаже, он рассказал: "Прошло десять суток. Топливо на исходе. Противник не обнаружен. 14 августа утром начали обратный переход с прорывом противоположного барража. Когда прошил барраж у берега Парккала-Уд, акустик доложил, что слышит частые взрывы. Что это было? Поднимаю перископ, осматриваюсь. Вижу транспорт водоизмещением около 7 тысяч тонн и две шхуны, идущие в охранении трех катеров. Это они в порядке профилактики бросают глубинки. Лег на боевой курс, определив предварительно элементы движения транспорта. Дал залп из правого аппарата. После взрыва увидел в перископ поднятую корму с вращающимся гребным винтом: транспорт тонул. Катера сначала сбились в кучу, а потом ринулись бомбить район. Опустив перископ, оторвался". И ни слова  не сказал о  бомбежке лодки глубинными бомбами, выходе из строя гирокомпаса. Маринеско сделал   дерзкий, хитроумный ход,  уведя поврежденную лодку не к ждущему  противнику, а почти к его берегам,  в обратную сторону.  Четверо суток чинились, рискуя ежечасно и  ведя разведку. Наскоро устранив повреждения, лодка погрузилась и пошла к своей базе. Двадцать линий подводных минных заграждений преодолел отважный экипаж, трижды минреп скрежетал по корпусу лодки, а в  завершение похода свои катера чуть не утопили лодку, приняв ее за вражескую. Опять же Маринеско нашелся: резко всплыл между заходившими на очередную бомбежку катерами, и полным набором русского мата остановил устремления катерников. За этот поход орденами Красного Знамени были награждены четверо членов экипажа, орденом Красной Звезды - восемь старшин и матросов, все остальные боевыми медалями. Маринеско 13 ноября 1942 года был награжден орденом Ленина.
Получив  звание капитана 3 ранга, Маринеско был   направлен  на учебу в Военно-Морскую академию. В бою  "М-96" погибла,  что явилось  тяжелой  утратой для Маринеско, он очень переживал, досадовал на себя, считая что   "малютка" могла  уцелеть, если бы он не ушел и все  как-нибудь вывернулось.
Судьба словно специально приберегала Маринеско для бессмертия!  Полтора года учебы он не  участвовал  в боях и походах - даже тогда, когда уже принял свою новую лодку "С-13", которая лишь в октябре 1944-го вышла в первый боевой поход под его командованием. Экипаж вышел отлично подготовленным, верящим в опыт и боевую удачу своего заслуженного командира.
К этому времени Финляндия вышла из войны, и советские  подводные лодки перешли на новые базы на ее территорию.
В новогоднюю ночь Александр Маринеско с товарищем, тоже капитаном III ранга, сошел на берег и, не удержавшись, заглянул в финский ресторан-гостиницу. Там финны праздновали наступивший Новый 1945 год. Маринеско и его товарищ сели за столик, к ним тотчас же подскочил официант: чего желают господа русские офицеры? "Желают выпить за скорую нашу Победу! Понимаешь? Наливай!" - и указали не на рюмки, а на фужеры. В результате, он  остался  до утра у хозяйки ресторана, зная, что русским запрещено заходить в питейные заведения,  общаться с чужими женщинами и участвовать в разборках с их женихами. За Маринеско приехали, забрали домой.  Его проступок  произвел у командования большой резонанс. 
Ходила легенда, что вскоре после всего этого Маринеско чуть ли не самовольно вышел на "С-13" в море и, чтобы искупить свою вину, стал искать встречи с вражеским конвоем... Конечно же, это не так. Но его вышестоящие командиры были основательно шокированы всем происшедшим в Турку и  всерьез опасались строгих взысканий и оргвыводов в свой адрес.
Мысль отстранить Маринеско от командования "С-13" еще не обрела форму приказа, но  он чувствовал, что такое может произойти, несмотря на его былые заслуги и два боевых ордена на кителе.
После томительного ожидания был получен   приказ:  "С-13" выйти в море для поиска и уничтожения гитлеровских кораблей, эвакуировавших воинские части и учреждения из Прибалтики, которая вот-вот должна быть освобождена от немецко-фашистских войск.
Об "атаке века" написано много и подробно. 30 января 1945 года, находясь на подходах к Данцигской бухте, командир ПЛ "С-13" обнаружил, преследовал и тремя торпедами потопил шедший из Данцига немецкий лайнер "Вильгельм Густлоф" водоизмещением в 25484 тонны.
Лайнер "Вильгельм Густлоф" имел длину 208 м, ширину 23,5 м, ход 15 узлов. В момент потопления на борту лайнера находилось свыше 8 тысяч человек, из которых 3700 человек - обученных специалистов-подводников, которые следовали к месту назначения для использования в предстоящих операциях немецкого подводного флота.  Спасти удалось только 988 человек. Потоплением лайнера был нанесен непоправимый удар по подводному флоту фашистской Германии, так как при потоплении погибло такое количество подводников,  достаточного для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа. Этим ударом ПЛ "С-13", под командованием капитана III ранга Маринеско, сорвала планы фашистских захватчиков на море.  В представлении на награду говорилось о еще одной мастерской атаке в том же походе  - потоплении одного большого военного транспорта "Генерал фон Штойбен" водоизмещением около 15000 тонн. Транспорт перевозил 3600 танкистов. Их хватило бы на укомплектование нескольких танковых дивизий. 
 Командир дивизиона на полном основании, суммировав к этим двум огромным потопленным кораблям еще два ранее пущенных на дно транспорта общим водоизмещением 12000 тонн, ходатайствовал о присвоении капитану III ранга Маринеско Александру Ивановичу звания Героя Советского Союза. Что же не вошло и не могло войти в представление на Героя? Прежде всего, что экипаж "С-13" ушел в тот январский поход по сути дела "штрафным". Проштрафился сам командир, проштрафились еще три моряка "эски" - их в городе задержал комендантский патруль, и пришлось им отсидеть на гауптвахте трое суток.
Так что ушла подводная лодка  "штрафной" и с дословным напутствием командира бригады: "Позор смыть кровью!" Эффектно и жестко сказано: ведь кровь у подводников  всегда "массовая" и наверняка связана  с гибелью всего экипажа.  Сложилось так, что "С-13" из этого похода могла не  вернуться. Уже при возвращении с такой оглушительной победой, ее на возможном форваторе или курсе подхода поджидала засада - немецкая подводная лодка, специально охотившаяся за "расслабляющимися" после выхода из "смертельного круга" подлодками. Шла "С-13"  на оптимальной глубине, но там ее и ждали!
 Акустик Иван Шнапцев  услышал подводную опасность и отслеживал ее так, что она была как бы практически видна  и выпускаемые ею торпеды. Было  девять торпед.  Несколько часов шел тот подводный поединок. Был миг, когда торпеды должны были попасть в "С-13", но здесь уже командир "С-13" Маринеско принял блестящее, неслыханное решение. Он скомандовал: "Стоп, моторы! Заполнить быструю!" Послушная командам "эска" проваливается в глубину, а над ней, одна за другой, промчались две торпеды.
И еще один, очень важный момент.  Лодку, в заранее оговоренном районе, не встретили советские сторожевые катера и корабль сопровождения. Поэтому она опять же на свой риск пошла под перископом к чужим фарватерам.
 Командир дивизиона подводных лодок А.Орел, направивший представление на Героя в вышестоящий штаб бригады, сделал безошибочный и точный ход, представив "грешника"  Маринеско бесстрашным героем и воином.  Уже тогда  Командир  знал, что дальше штаба бригады представление на присвоение Александру Маринеско не пройдет и  такую выдающуюся подводную победу  как-то отметят, но не Золотой Звездой. К командиру дивизиона и исполняющему обязанности комбрига, никаких оргвыводов и выговоров  за новогоднее "ЧП" Маринеско предъявлено не было.  Но они не забыли и не простили ничего  Александру Ивановичу . Будь представление на Героя искренним,  написанным  исключительно под влиянием осознания необычности подвига экипажа  подлодки и ее командира, то после войны, когда адмирал А.Орел стал командующим Балтийским флотом, он  не поменял бы  своего мнения о их  подвиге и не стал бы считать Маринеско пьяницей.  Хотя,  с обид и досады  можно выпить  не только сто наркомовских грамм.  Ведь другой командир подводной лодки в одном походе топит два корабля  гораздо меньшего тоннажа, но за это получает без промедления звание Героя, а экипаж - все до единого - боевые ордена.
С самолюбием Маринеско доказывать, отстаивать, бороться за то, чтобы его подчиненных отмечали по заслугам, было непросто. Александр Иванович только на этой "стезе" нажил себе много неприятностей, заимел немало недругов - когда спорил - в дипломатию не ударялся. После спора и даже ссоры вскоре о ней тотчас забывал. Но его слова и  обычные в таких случаях выражения его "оппоненты" помнили ему долго. Возможно,  были у подводника личные недостатки,  вне службы, на берегу он  мог расслабиться, принять столько, сколько душа просила, но офицерскую честь, по словам моряков,  никогда не терял. Все, кто близко знал Александра Ивановича, сходятся во мнении, что сразу после войны вышел он из нее с каким-то внутренним надломом. Служить ему на флоте с такой внутренней неустроенностью было невозможно.
С годами все сплелось в один клубок - неприязнь начальства, сплетни и дрязги бытового плана, плохо скрываемая зависть некоторых из вчерашних соратников-командиров подводных лодок.  Один командир  в своих мемуарах   поставил под сомнение значение подвига "С-13" и ее командира, написав, что потопление лайнера "Вильгельм Густлоф" не имело ровно никакого значения, так как война все равно шла к концу.  Тогда, по такой логике не следовало  вообще   штурмовать рейхстаг, и освобождать Прагу!

 Журналисты из флотской газеты "Страж Балтики"  встречались с бывшими подводниками "С-13" и могли помочь восстановить доброе имя легендарного подводника Маринеско.  Но они писали по указке Политуправления ДКБФ, тем самым еще на многие  годы отодвинули  "момент истины", момент воскрешения феномена Маринеско! За вероломство и фарисейство экипаж "С-13" выразил  "представителям печати" свое глубокое презрение.
Маринеско... В самой фамилии этого человека мистически плещется и живет море! Мистической была цифра
 "13" в его жизни и судьбе. Родился 13 января 1913 года.
Командовал "эской" - всего таких лодок на Балтике в годы войны было 13. Уцелела до дня Победы одна, его "С-13"!
Все было в жизни этого непростого человека: и взлеты, и падения, награды и забвение. И полтора года тюрьмы, и годы крайней бедности... Сколько лет он неприметно и тихо работал в разных коллективах, и никто не знал, какая у него была боевая, героическая биография! Он и умер от смертельно неизлечимой болезни всего-то в пятьдесят лет. Сегодня есть ему памятник, есть корабль его имени, вышел Указ о присвоении герою А.И.Маринеско звания Героя Советского Союза, в Одессе назван спуск  его именем, который идет от Софиевской до моста Пересыпь. К сожалению, молодое поколение  Одессы мало  знает о  герое-подводнике, да и о местонахождении памятника в начале спуска Маринеско. Возможно, эта небольшая статья поможет  читателям узнать о  герое той страшной войны.











Комментариев нет:

Отправить комментарий