понедельник, 12 сентября 2011 г.

ОСЕНИНЫ


14 сентября      –   первые Осенины (новолетие и миротворный круг)
21 сентября      -    вторые Осенины, 27 сентября  - третьи Осенины.
По православному преданию, в сентябре был сотворен мир, и  Первым Вселенским собором (в 325 году) был установлен день начала осени и года 14 сентября.
Осенины – праздник  первой встречи осени.  В этот день народ  добывал ("вытерал") с помощью двух дощечек "новый", чистый  огонь и с ним  начинал  посиделки.  В этот  день на Руси праздновали осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд "пострига" (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине.
В праздничный  день первых Осенин совершали древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. 
14 сентября –  в день Семена Летопроводца начинается  Бабье лето, которое длится  2-3  недели. Подметили: если Семен – день ясен, то Бабье лето и зима  будут  теплыми.
 Симеон Столпник (V век) - человек самоотверженного образа жизни -  открыл новый вид подвижничества.  Испытывая свою духовную силу и веру в Бога и соорудив на горе столб высотой 4 метра с площадкой наверху,  окружив его стеною, он  стал читать   с этого "горного" места проповеди многочисленным паломникам. Поселившись  на столбе в маленькой келье, он  усиленно молился, соблюдая   пост. Постепенно увеличивая высоту столба до  40 локтей (16 метров), он простоял на нем 47 лет, а  в усиленных иноческих подвигах   провел 80 лет.  Зная его  житие,  народ  на Руси  учился у него  претерпевать, во имя святого дела, многочисленные трудности человеческого бытия.  В этот день, по стародавней традиции, полагалось совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси  нищим обильно подавали милостыню,  а  заключенным в темницах раздавали  подарки.

21 сентября – вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы.  Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов  и встречали  матушку Осенину овсяным хлебом и киселем.  Ее образ  русский человек отождествлял  с образом Богородицы и  обращался  к ней: "Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!"  В этот день полагалось  родным и знакомым ходить  в гости к новобрачным, чтобы "поучить их уму-разуму". Молодая хозяйка встречала гостей  особым круглым пирогом: "К нашей хлеб – соли милости просим!"  А после сытного обеда она показывала дом, а молодой хозяин -  двор, амбар, сарай, сад. Гостей угощали пивом своего производства и все вместе чествовали Солнце.
С 21 сентября считалось, что  осень вступает в свои права, а  всякому лету – Аминь.  По сути, этот  религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия соединяет  два праздника: земной и духовный. По своей земной сути – это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе – день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.
По русскому календарю, 21 сентября – еще и Аспасов день – время встречи  матушки-Осенины.   В Древней Руси  Осенина – это праздник  урожая,  Лады и Лели, матери и дочери – богинь плодородия, любви, брака.  Матери стояли у реки с хлебом, а молодые дочери  пели вокруг нее обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим.
Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновлялся в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали.
Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь. Детей обливали на пороге водой.

Третьи Осенины (27 сентября) совпадают с церковным праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня - это третья встреча осени. "Воздвиженье – осень навстречу зиме двигает".
 Начинались народные традиционные  капустницы, девичьи вечеринки.  Две недели  молодежь ходила из дома в дом рубить капусту, что считалось  священнодействием: капуста относилась к священной пище Богов.  Считая  крест символом солнца, излучающий на Воздвижение   охранительную силу, крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.
Народ верил, что на  третьи Осенины змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну -  ирий (в христианстве слово это приняло звучание "рай").  Им устраивали проводы и просили  передать послание ушедшим в мир иной.
В деревнях крестьяне варили пиво, осуществляя обрядовую опашку села и изгоняя из него Кухому (лихорадку, трясуницу), потом делили  пиво по домам и отдыхали после трудов праведных. Вечером, истопив баньки,  парились и изгоняли нечисть из себя. Крестьяне верили, что  в лесах леший, перед долгой зимой, последний раз шутил над людьми, устраивая осмотр зверям и птицам – готовы ли они к суровой зиме.


Комментариев нет:

Отправить комментарий