пятница, 5 августа 2011 г.

7 августа - славянский праздник Спожинки


У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других  зерновых культур. К этому времени завершались последние сборы урожая, а последний  сноп зерновых срезали в полном молчании, чтобы дух поля переселился в него, а его нельзя было беспокоить речью или песней. Оставляли в поле и часть несжатых колосков, чтобы их можно было связать лентой  в небольшой пучок, растущий из земли. Он символизировал бороду Велеса – бога земледелия. Он обучал народ, как правильно пахать землю, когда ждать урожая, когда убирать его. 



Перед тем, как заплести колосья в ленты, славяне ходили по полю с кувшином зерновых культур, держа его высоко над головой, и пели песню:


Щедры Велесе 
Зри на ны с небеси 
Житом одари 
Поле возроди 
Благо дари веси. 
То Велес ущаше праотце наше 
Земле раяте, а злаки сеяте, 
А жняте вена венища.
А цтеть го яко отце божска».


Заплетая ленты в колосья, славяне пели другую песню:




 «Уж мы вьем, вьем бороду 
У Велеса на поле... 
Завиваем бороду 
У Велеса да на широком... 
На ниве великой, 
Да на горе высокой, 
На земле чернопахотной... 
Вейся, вейся, борода 
Бородушка, вейся 
Сусек наполняйся!».


В середину так называемой бороды клали хлеб и соль, а вокруг нее тщательно вырывали сорную траву.  Она так и оставалась на поле, а последний сноп забирали с собою. На него надевали женскую одежду и ставили на стол, за которым сидели гости. Вечером устраивался пир, выставлялись на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и каша. Говядину употреблять запрещалось.  Еда, мед, яблоки и зерно должны быть освящены.  Подавали пироги, начиненные зайчатиной и бараниной, рыбой с лапшой или кашей. Сноп-пожинальник оставался на столе, пока гулянье не подойдет к концу. На праздник устраивались игры, водились хороводы. Так гулял и веселился честной народ.



Комментариев нет:

Отправить комментарий