У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени завершались последние сборы урожая, а последний сноп зерновых срезали в полном молчании, чтобы дух поля переселился в него, а его нельзя было беспокоить речью или песней. Оставляли в поле и часть несжатых колосков, чтобы их можно было связать лентой в небольшой пучок, растущий из земли. Он символизировал бороду Велеса – бога земледелия. Он обучал народ, как правильно пахать землю, когда ждать урожая, когда убирать его.
Перед тем, как заплести колосья в ленты, славяне ходили по полю с кувшином зерновых культур, держа его высоко над головой, и пели песню:
Щедры Велесе
Зри на ны с небеси
Житом одари
Поле возроди
Благо дари веси.
То Велес ущаше праотце наше
Земле раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища.
А цтеть го яко отце божска».
Заплетая ленты в колосья, славяне пели другую песню:
«Уж мы вьем, вьем бороду
У Велеса на поле...
Завиваем бороду
У Велеса да на широком...
На ниве великой,
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной...
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!».
В середину так называемой бороды клали хлеб и соль, а вокруг нее тщательно вырывали сорную траву. Она так и оставалась на поле, а последний сноп забирали с собою. На него надевали женскую одежду и ставили на стол, за которым сидели гости. Вечером устраивался пир, выставлялись на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и каша. Говядину употреблять запрещалось. Еда, мед, яблоки и зерно должны быть освящены. Подавали пироги, начиненные зайчатиной и бараниной, рыбой с лапшой или кашей. Сноп-пожинальник оставался на столе, пока гулянье не подойдет к концу. На праздник устраивались игры, водились хороводы. Так гулял и веселился честной народ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий